Ненаучно о пандемии
Профиль автора →- Отмечаем двухсотлетие Кузьмы Терентьевича Солдатёнкова
- Магистр истории Никола Пачежерцев об организации предпринимательства по этическим нормам старообрядческой традиции
- Истой веры идеал: Старообрядчество в современном мире
В наши дни (впрочем, как это велось испокон), силы тьмы борются с силами созидания. Так, по многим СМИ России и даже на центральных телеканалах прошла информация о том, как разрушается историческая среда древнего Боровска. Более того, на Президентском совете по делам культуры об этом было заявлено, и президент Путин пообещал проработать вопрос защиты исторических городов, рассмотрев вопрос с сугубо государственно-управленческой точки зрения.
Конечно, силы разрушения (не природные, а именно от «человеческого фактора», от решений администраторов, глав на местах) – явление не только боровское. Можно сказать так: общее бескультурье, с которым приходят некоторые люди во власть, бесчувствие к истории своих предков, безразличие к чести малой Родины – всё это плоды шедшей столетиями борьбы против национальных традиций, а в корне – против Церкви, которая веками народ воспитывала и сохраняла эти традиции.
Потому, говоря о «боровском сопротивлении» в наши дни, стоит вспомнить старовера, купца, благотворителя и просветителя Николая Поликарповича Глухарёва (1869-1920), который был первым краеведом Боровска, автором первого двухтомного труда по его истории, неутомимым собирателем древностей, которые стали основой первого в городе Краеведческого музея. Более того, с рабочими своих фабрик он проводил литературные чтения, а в деревнях Тарутино и Балабаново на свои средства выстроил первые библиотеки, написал пособие о том, как создавать библиотеки для народа.
В наступающем 2019 году исполнится 150 лет со дня его рождения. И уже накануне его имя не только стало «выходить из тени», но и двигать новые просветительские дела. Так, на его доме в Боровске установлена Памятная доска; решением Городской Думы 27 марта 2014 года Балабановская городская библиотека названа в его честь; скульптор Сергей Лопухов создал бюст, ныне стоящий перед библиотекой; график Анна Леон нарисовала его портрет. А коллектив библиотеки с помощью Администрации города, с участием историка Нелли Лошкарёвой, потомка и краеведа Сергея Глухарёва, художника-дизайнера Вячеслава Черникова выпустили брошюру «Николай Поликарпович Глухарёв: просветитель, благотворитель, общественный деятель Боровского края», Балабаново, 2018 г.
Можно считать это совпадением, а не волей Промысла, но как понять, что именно в это время именно в Боровске возродилось в Калужской области движение ВООПИК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры), а главой Калужского областного отделения стал выходец из Боровска Владимир Кобзарь? И в эти дни понятия «Боровск, защита городов русской провинции» зазвучало на кремлёвском совещании?
Не будем забывать, что Глухарёв не только вкладывал свои средства в строительство новых храмов после Указа 1905 года (Всех Святых и Покровский на холме), но и поднял всероссийское движение ради возведения часовни над местом мучений и гибели боровских мучениц. Да, он не успел дожить до ответа царя, да, грянула революция… он сам не увидел ту часовню, что вознеслась здесь только (!) в 2005 году. Но очевидно, что начатые им дела благотворительности, поиска исторических корней, просветительства и глубокого почитания святых, души свои за Древлее Православие положивших, – не ушли в песок, но вновь на подъёме.
Его светлое имя и могучий пример – с теми, кто в наши дни возрождает Боровск, вносит духовную струю в жизнь Балабаново, ставшего промышленным городом. И это не только «местные достижения» – грядущее 150-летие со дня рождения Н. П. Глухарёва может прозвучать на всю страну.
Думая об этом, я написал стихотворное размышление, назвав его «неторопливая баллада»:
ЧТО Ж, БОРОВСКИЙ КУПЕЦ ОТ ГЛУХАРЯ
неторопливая баллада
Никола Глухарёв был боровский купец,
Сын Поликарпа, что «торговлю чая, и сахару,
Свеч восковых да масла деревянна»
Воспринял от Аксена – это деда имя было.
В Леташовке рядом он заимел химический завод –
В достатке жить бы, без забот и шуток. Нет же!
Нет, не могла душа его терпеть забвенья,
Когда Иван своё родство забыл, пропивши память.
Сам газету он первую для Боровска издал,
Историю всего родного края тоже сам написал, издал.
И две библиотеки для народа основал он, что в Тарутино,
Да в полустанке, где взойдёт потом вокзал и город спичек,
Теперь он Балабановым зовётся, а тогда всё пусто.
Глухарёв деньгами – как было предками извека введено –
Снабдил созданье боголепных храмов:
Для Всех Святых в Успенской, с колокольней дивной,
Да на горе на лучшей, где с небесный Градом
Соседствует в зеркальном свете Китеж русский,
Откуда звон незримый для глухих сердец стекает
Прозрачным мёдом боровских красот – собор Покровский.
Над Протвой поутру он богатырски знаменно гудит.
На городище – гляньте – теперь свечою белою плачет
Часовня памяти погубленных боярынь: старой вере
Они не изменили, став алмазно дивны в силе.
Поликарпыч писал царю, чтоб над святой могилой
Хоть Крест поставить, гранью отделить – тогда не дали…
Лишь в наши времена, в свободе веры, свят Часовня
Взошла на Городище статью царской в духе. Сей свечою
Теперь оправдана Россия, к покаянью путь проложен.
Глухарёв-де о том молился многодневно, со слезами.
Вот какие, какие вот бывают испытанья и свершенья.
Боже правый, Ты лишь знаешь сроки, знаки неба
Нам посылать изволишь на разгадку. Кто услышит?
Так вот, кто б знал, что скоро грянет Буря, буревестник
От Горького, от Троцкого сметёт настрой России искрой!
Музей купец вот в Боровске открыл: глядь, и его украли –
Он к Луначарскому сам в ноги пал, холопски. Но забрал
Он грамоту охранную и верил той бумажке. Что ж, иначе
Решил Господь: позвал купца к Себе, подсёк на взлёте.
Он на излом страны не дал смотреть, Никола Поликарпыч.
Чтоб ты сказал, какою кровью, как горько бы рыдал?
Не нам то знать… Все вихри лихолетий – вне глаз твоих.
Загадку нам оставил ты, однако: водевили, водевили
Зачем ты сочинял и издавал? Смеяться в счастье,
С друзьями да с детьми, с рабочими, за булкой вхруст?
Тебя смешила Русь как Гоголь? Поликарпыч,
Твой образ в нас останется свечой, из воска со слезой,
Над Боровском да над Протвой, горящей… Мы помянем
Тебя и род твой, с Глухаря идущий… от леса, из Руси на Небеса.
Аминь и Богу слава!
Автор: Сергей Маркус, декабрь 2018 г.